Взрослые с сахарным диабетом сообщили, что после прохождения образовательной программы с участием лиц, осуществляющих уход, у них улучшились навыки самоконтроля. После окончания программы у участников значительно снизились показатели сахарного диабета. По словам докладчика, новая образовательная программа по самоконтролю при диабете и программа поддержки, которая включала активное участие лиц, осуществляющих уход за больными, значительно улучшила самоконтроль людей с диабетом.
Во время презентации на ежегодном собрании Ассоциации специалистов по лечению диабета и образованию Нинфа Пенья-Перселл, доктор философии, MCHES, старший научный сотрудник Техасского центра общественного здоровья и старения A&M, сказала, что люди с диабетом и их семья или система поддержки должны быть центром любой модели лечения диабета, и Американская диабетическая ассоциация поощряет вовлечение членов семьи и лиц, осуществляющих уход за больными диабетом, в обучение самостоятельному управлению диабетом и программы поддержки.
«Члена семьи или друга можно использовать для мотивации изменения поведения человека с диабетом, а система поддержки может смягчить стресс, связанный с диабетом», — сказал Пенья-Перселл во время презентации. «Социальные факторы, такие как недостаточное участие семьи, могут негативно повлиять на исход диабета, но член семьи или даже близкий друг может обеспечить индивидуальное управление состоянием здоровья и постоянную поддержку».
По словам Пенья-Перселла, важно, как человек, осуществляющий уход, поддерживает человека с диабетом. Она рассказала о модели автономной поддержки, которая учитывает точку зрения человека с сахарным диабетом, укрепляет уверенность в себе, способствует внутренней мотивации, предоставляет возможности для людей с сахарным диабетом и поощряет их к самопомощи.
Пенья-Перселл добавила, что традиционные программы обучения самостоятельному лечению диабета и поддержки часто не предусматривают активного участия лиц, осуществляющих уход за больными. Это привело к созданию «Живи под контролем» — новой 4-недельной семейной программы обучения самостоятельному управлению диабетом и поддержки, состоящей из 2-часовых еженедельных занятий, которые человек с диабетом посещает вместе с сиделкой. Пенья-Перселл сказала, что воспитатели, которых она определила в программе как «сторонников ухода», играют активную роль в занятиях.
В пилотном исследовании, которое также было опубликовано в журнале Science of Diabetes Self-Management and Care, исследователи приняли участие 49 взрослых старше 35 лет с сахарным диабетом 2 типа, которые испытывали трудности с контролем гликемии и у которых был член семьи или друг, который мог посещать с ними еженедельные занятия (средний возраст — 66 лет; 69,4% женщин; 49% белых). Участники записались в программу Live in Control после ознакомительной сессии. Программа длилась 4 недели, и каждая еженедельная встреча была посвящена отдельному уроку. Уроки включали в себя шаги по борьбе с диабетом, способы поддержания безопасного уровня глюкозы в крови, привычки здорового питания и способы предотвращения осложнений диабета.
«Новый подход является основой этой программы», — сказала Пенья-Перселл. «Мы разработали эту программу таким образом, чтобы целенаправленно вовлекать их: когда человек с диабетом приходит на программу, у него есть свои занятия, а также занятия на дому. [Для] лиц, оказывающих медицинскую помощь, это то же самое, и на уроках у нас есть возможность для лиц, оказывающих медицинскую помощь, и их близких с сахарным диабетом объединиться в пары и проводить занятия [вместе]».
Наблюдение проводилось через 4 и 12 недель. Для оценки навыков самопомощи был проведен опросник по самоконтролю при диабете, более высокий балл которого свидетельствовал о более эффективном самоконтроле при диабете. Шкала самоэффективности при диабете оценивала уверенность человека в самоконтроле, и более высокий балл указывал на большую самоэффективность. Поддержка самостоятельности, социальная поддержка и стресс от диабета также оценивались с помощью анкет.
Из числа участников 42 взрослых завершили курс лечения через 4 недели, а у 36 данные о последующем наблюдении были собраны через 12 недель.
Показатели самостоятельного контроля диабета увеличились с 6,13 балла на исходном этапе до 6,98 балла через 4 недели (P < 0,01) и 7,35 балла через 12 недель (P < 0,01). Самоэффективность повысилась с 2,71 балла на исходном этапе до 3,28 балла через 4 недели (P < 0,01) и 3,1 балла через 12 недель (P = 0,02). Изменение обоих показателей с 4 по 12 недели было незначительным.
Показатели поддержки самостоятельности улучшились с 4,87 балла в начале исследования до 5,59 балла через 12 недель (P < 0,01), а показатели социальной поддержки увеличились с 2,8 балла в начале исследования до 3,34 балла через 12 недель (P = 0,01). Показатели сахарного диабета снизились с 2,6 балла в начале исследования до 1,99 балла через 12 недель (P < 0,01).
Средний уровень HbA1c незначительно снизился с 7,39% в начале исследования до 7,21% через 12 недель. Пенья-Перселл отметил, что изменение уровня HbA1c для всей исследуемой группы было незначительным, но значительное снижение уровня HbA1c наблюдалось у взрослых, у которых уровень HbA1c составлял более 8% на исходном этапе.
«Усиление поддержки самостоятельности имеет решающее значение в [обучении и поддержке по самоконтролю при диабете]», — сказала Пенья-Перселл. «Это не просто пассивная поддержка, а предоставление навыков близким людям, страдающим диабетом, которые они могут взять с собой домой, изучить и применить, чтобы они могли оказывать конструктивную поддержку».