Согласно результатам исследования, опубликованного в журнале Diabetes Care, дети, перенесшие диабет во время беременности, не подвергаются повышенному риску глобальных нарушений в развитии или образовании, хотя могут иметь незначительные последствия для конкретной области.
Исследователи провели ретроспективное популяционное когортное исследование, в которое были включены все одноплодные роды в штате Виктория, Австралия (2009-2020 гг.). Данные о диабетическом статусе матери и исходах в детском возрасте были взаимосвязаны. Диабетический статус определялся с помощью Национальной программы диабетической службы (NDSS) и Викторианской системы сбора перинатальных данных (VPDC). Дети с врожденными аномалиями или неясными диагнозами диабета у матери были исключены.
Результаты оценивались с помощью австралийской переписи раннего развития (AEDC) при поступлении в школу (в возрасте 4-6 лет) и Национальной программы оценки грамотности и счета (NAPLAN) в 3 классе (в возрасте 7-8 лет).
Из 870 082 детей, родившихся в штате Виктория, Австралия, 177 898 имели привязанные данные AEDC при поступлении в школу, а 115 231 — привязанные данные об успеваемости по плану NAPLAN за 3 класс. Среди детей, по данным AEDC, 16 363 (9,2%) были подвержены сахарному диабету у матерей во время беременности, 15 100 (8,5%) были подвержены гестационному диабету и 1263 (0,7%) были подвержены ранее существовавшему сахарному диабету 1-го или 2-го типа.
Уязвимость к развитию (определяемая как оценка ниже 10-го процентиля по крайней мере в 2 областях AEDC) была выявлена у 2633 (16,1%) детей, подверженных сахарному диабету, по сравнению с 22 030 (13,7%) детьми, не подверженными диабету. Нескорректированный относительный риск (ОР) уязвимости к развитию составил 1,18 (95% ДИ 1,14-1,22), но после корректировки он был снижен (скорректированный ОР 1,02; 95% ДИ 0,98-1,07).
Единственной индивидуальной областью, в которой наблюдалась значимая скорректированная связь, были коммуникативные навыки и общие знания (ОР 1,09; 95% ДИ 1,03-1,16). Анализ чувствительности не выявил независимых ассоциаций между гестационным (ОР 1,02) или ранее существовавшим сахарным диабетом (ОР 0,99), а также между исключениями детей с особыми потребностями или неполным обследованием.
Что касается результатов NAPLAN, то 7532 (6,5%) ребенка были подвержены диабету у матери, 6693 (5,8%) — гестационному диабету и 839 (0,7%) — уже существующему диабету. Дети, страдавшие сахарным диабетом, имели несколько более высокие общие стандартизированные z-баллы, чем их сверстники, не получавшие сахарного диабета (скорректированная средняя разница [aMD], 0,04; 95% ДИ, 0,01-0,07), разница, которая была статистически значимой, но не клинически значимой.
Незначительное увеличение в зависимости от конкретной области наблюдалось в навыках счета (aMD, 0,05; 95% ДИ, 0,01-0,08) и письма (aMD, 0,05; 95% ДИ, 0,01-0,08). Результаты были согласованы после исключения детей с неполными данными. Анализ подгрупп показал, что риск развития гестационного диабета был связан с аналогичным небольшим увеличением (ВМД, 0,04), в то время как ранее существовавший диабет не был существенно связан с различиями в показателях (ВМД, 0,06; 95% ДИ, от −0,06 до 0,18).
Ограничения исследования включают отсутствие данных о контроле гликемии во время беременности и сочетание патофизиологических особенностей сахарного диабета 1-го и 2-го типов из-за небольшого числа исследований.
Авторы исследования пришли к выводу, что «сахарный диабет во время беременности не был связан с общей уязвимостью в развитии или клинически значимой разницей в результатах обучения к середине начальной школы».